Правая рука не знает, что делает левая
Юридическая служба БКДП провела анализ нормативно-правовых актов, регулирующих сферу трудовых отношений работника с нанимателем, в частности, порядок заключения срочных трудовых договоров (контрактов). И оказалось, что пресловутый декрет президента № 29 находится в полном противоречии с Трудовым кодексом (ТК) Беларуси. БКДП обратился в Конституционный суд Республики Беларусь с просьбой разрешить коллизию этих нормативно-правовых актов и дать соответствующее заключение.
В своем письме независимый профцентр констатирует, что в июле этого года вышел закон о внесении изменений и дополнений в ТК. В части второй статьи 17 ТК говорится: «Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде». Статья 17 ТК РБ определяет срочный трудовой договор как трудовой договор, заключенный на определенный срок (не более пяти лет). Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных ТК РБ.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, по новой редакции Трудового кодекса, контракт, как разновидность срочного трудового договора, не может заключаться с работником, принимаемым или уже работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, если работа является постоянной. Например, это относится к таким распространенным профессиям как токарь, слесарь, инженер, юрисконсульт, уборщица и т.д.
Независимый профцентр обращает внимание Конституционного суда, что одновременно с Трудовым кодексом в стране продолжает действовать другой нормативный акт, регулирующий порядок заключения контрактов. Декретом президента РБ от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» нанимателю дано право заключать контракты с работниками, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, то есть на постоянную работу. В данном случае работники, принятые на работу на неопределенный срок (некоторые до заключения с ними срочных контрактов проработали на предприятии по 10, 15, 20 лет) из постоянных переходят в разряд временных работников, несмотря на то, что их работа носит постоянный характер. Это не может квалифицироваться иначе, чем ухудшение правового положения работника.
«Воистину правая рука в нашей стране не знает, что делает левая, -- говорит лидер БКДП Александр Ярошук. – Если бы мы жили в правовом государстве, то злополучный Декрет № 29, который вот уже целых 8 лет не дает спокойно спать практически всем без исключения трудящимся страны, уже давно бы канул в Лету. Так как согласно Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. В том числе и к декретам президента, которые у нас, как известно, имеют силу закона. Мы не знаем, какое заключение, исходя из всего этого, сделает Конституционный суд. Но этому уважаемому органу можно заранее посочувствовать, поскольку ему предстоит объяснить необъяснимое: как могут одновременно существовать и действовать два взаимоисключающих друг друга документа».
26.11.2007 |
| версия для печати |