АЛЕКСАНДР ЯРОШУК: ВЛАСТЬ ДЕРЖАЛА В РУКАХ ПРЕМИЮ
Обострение ситуации с нарушением прав независимых профсоюзов констатирует в интервью "Белорусы и рынок" председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр ЯРОШУК.
- Внимание привлекли два случая, когда рабочие подали в суд на оппозиционных политиков за их призывы к санкциям. Действительно ли в рабочей среде настолько негативное отношение к оппозиции либо власть создает такую ситуацию искусственно?
- Я могу допускать, что у определенной части рабочих существует негативное отношение к оппозиции. Но я не верю, что какой-то рядовой рабочий или рабочая взяли на себя миссию обращаться самостоятельно в суд. Это из области фантастики.
Политические системы, подобные нашей, - монолитны. Но зачастую за этой монолитностью ничего нет. Нет цементирующего раствора. Вот все ерничают, что оппозиция выводит на улицу мало людей. Это правда. Но если власть кого-нибудь позовет для своей поддержки не силой принуждения, то добровольно не выйдет никто.
Все, что они могут, - это мобилизовать какого-то конкретного человека, уговорить его. Поэтому я абсолютно уверенно могу говорить, что от начала до конца это исключительно идеологическая операция.
- А какова ваша позиция относительно санкций?
- С моей точки зрения, наша власть не признает никаких иных аргументов, кроме аргументов силы. Попытку вести цивилизованный диалог наша власть считает признаком слабости, она с пренебрежением относится к демократии и ее носителям. Поэтому эта власть должна постоянно знать, что если она выходит за рамки, которые приняты в цивилизованном мире, то она должна быть готова к тому, что ответ будет адекватным.
В свое время ЕС именно по этим причинам лишил Беларусь торговых преференций. По этому поводу мы услышали немало обвинений. Но кто здесь виноват? Я считаю, что власть держала в руках премию, которая ей была предоставлена авансом. Ведь торговые преференции ЕС начислялись как премия за то, что страна выполняет свои обязательства в сфере прав профсоюзов. Хотите получать - получайте, но для этого добросовестно исполняйте свои же собственные обязательства, которые вытекают из Конституции и международных конвенций. Не исполняете обязательства - получайте последствия.
- С момента исключения Беларуси из Общей системы торговых преференций ЕС что-нибудь изменилось? Беларусь сделала шаг навстречу международным стандартам или, наоборот, от них отдалилась?
- После того как в июне 2007 года это решение вступило в силу, какие-то шаги были предприняты, главный из которых - восстановление нашей организации в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. Также были восстановлены на работе некоторые наши уволенные товарищи, которые потерпели за профсоюзную деятельность, и предприняты другие шаги, которые мы воспринимаем положительно. Но вместе с тем мы постоянно констатируем, что эти шаги принципиально ситуацию с правами профсоюзов в нашей стране не изменили.
Дело в том, что не выполнена главная рекомендация Международной организации труда (всего их было 12). Суть этой рекомендации заключается в том, что вместо разрешительного должен быть возвращен уведомительный порядок создания и деятельности профсоюзов.
Разрешительный порядок был введен Декретом № 2 "О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений" еще в январе 1999 года и действует поныне. Как вы знаете, с того момента практически ни один профсоюз, ни одна политическая партия или общественная организация не была зарегистрирована. То есть мы этим законоположением поставлены в ситуацию, которую можно сравнить с нахождением в резервации. Нам могут улучшить условия, но при этом мы не можем решать главную задачу - задачу собственного развития. За пределы резервации мы не можем выйти.
Эта главная рекомендация породила перманентный конфликт с МОТ, из-за нее белорусский случай рассматривается в рамках дела № 2090 (оно заведено еще в 2001 году) на ежегодной конференции труда, и этот год не станет исключением. Более того, я могу уже сегодня сказать, что в этом году рассмотрение вопроса будет острым как никогда из-за ситуации с "Гранитом", с независимым профсоюзом ОАО "Нафтан", где отказывают организации в заключении коллективного договора.
Кроме того, необходимо упомянуть ситуацию на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, где подвергаются дискриминации и свободный профсоюз, и его лидер Михаил Ковальков, которому ежедневно не выдают пропуск, заставляют оформлять временный по нескольку часов в день (он половину рабочего дня теряет). Непростая ситуация на бобруйской "Белшине", в ОАО "Мозырский НПЗ". Проблемы есть даже у независимого профсоюза горняков ОАО "Беларуськалий".
То есть мы можем говорить, что сегодня налицо очередное обострение ситуации с правами профсоюзов в Беларуси, и это неизбежно выльется в острый разговор в рамках ежегодной конференции труда в июле в Женеве.
- Недавние случаи выхода рабочих из официальных профсоюзов вызвали большой резонанс. Есть ли основания считать, что эти случаи превратятся в тенденцию и станут массовыми?
- Будем реалистами: вряд ли в ближайшее время мы станем свидетелями массового выхода рабочих из ФПБ. На то есть свои причины. Речь идет о зрелой авторитарной системе власти с элементами тоталитаризма, которая весьма преуспела в том, чтобы создать систему подавления всякого инакомыслия, в том числе в сфере трудовых отношений. Для этого существуют рычаги и политического, и экономического давления - прежде всего я имею в виду систему срочных трудовых контрактов.
Мы знаем, что сегодня примерно 90% работающих в стране находятся на срочных трудовых контрактах. Это весьма эффективный инструмент, чтобы держать белорусских рабочих в покорности. Это обстоятельство плюс то, что у власти есть некий ресурс, чтобы не доводить до критической точки социально-экономическое положение рабочих, позволяет контролировать ситуацию. Хотя то, что протестные настроения среди рабочих присутствуют, - это вне всякого сомнения.
В качестве обоснования роста социальной напряженности я бы назвал увеличивающийся разрыв средней заработной платы между нами и Россией. В РФ средняя зарплата - около 900 USD, у нас - чуть больше 300 USD. Пенсии россиян в два раза превышают пенсии белорусов. Это трансформируется в проблему миграции рабочих рук.
Я более-менее знаю настроения среди рабочих. Люди интуитивно чувствуют, что власть так и не смогла найти ответ на те вызовы, которые последовали в 2011 году, когда совершенно очевидно встала задача экономической либерализации.
Я могу прогнозировать, что разрыв в уровне заработной платы между Россией и Беларусью будет только нарастать. Потому что какая бы ни была в России извращенная рыночная экономика, но она создана и функционирует. На мой взгляд, и РФ, и Украина, и все остальные наши соседи самые тяжелые времена уже пережили. Мы же к ним даже не приблизились, потому что мы все время оттягиваем принятие очень тяжелых, но неизбежных решений.
- Рабочие каких предприятий пострадали от нынешнего экономического кризиса больше всего?
- Больше всего пострадали предприятия на периферии. В силу приоритетов, которые существовали в государстве, они находились всегда в невыгодном положении. Приоритет отдавался стратегическим предприятиям.
В числе пострадавших были предприятия машиностроительной отрасли, тот же МАЗ. Мы знаем, что когда в 2008 году разразился кризис, объемы производства в силу невостребованности автомобилей на российском рынке упали в два раза. Людей отправляли в вынужденные отпуска, имела место сокращенная рабочая неделя. И люди стали массово уходить с предприятий: ушли порядка 6 тысяч из 25. Затем ситуация стала мало-помалу восстанавливаться, но, с моей точки зрения, проблемы МАЗа, тракторного завода, "Гомсельмаша" и других предприятий, где трудятся десятки тысяч людей, настоящего разрешения не имеют.
- Почему?
- Потому что эти предприятия не модернизируются. Строго говоря, на таких предприятиях, как МАЗ, МТЗ, должны работать не 25 тысяч, а 3-5, может быть, 7 тысяч человек. Туда должны прийти современные технологии, современное оборудование. Избыточное количество работников там совершенно очевидно, как и на многих других предприятиях.
Если наложить экономическую картинку советских времен на нынешнюю, то мы увидим одно парадоксальное явление: с тех пор мало что изменилось. Те же самые предприятия и производства, которые, будем откровенны, иногда производят невостребованную рынком продукцию. Да, они выполняют социальную задачу - решают проблему занятости. На каком-то этапе это, может быть, было и правильно.
Я не из числа тех, кто только черной краской мажет то, что делала наша власть. Я считаю, что многие вещи делались правильно, особенно в 90-х годах. Но столь же очевидно, что, обеспечив социальную защиту наименее защищенных слоев населения, обеспечив занятость, следующим шагом должны были стать модернизация и экономическая либерализация. Однако этого не последовало. Потерян самый главный ресурс - ресурс времени.
Я опять возвращаюсь к сравнению с Россией. Мы находимся в крайне неприятном положении касательно заработной платы, и это стимулирует миграцию. Миграция - это не всегда плохо, если люди часть средств отправляют в Беларусь. Но как нам выправить собственную стратегию развития страны, как сохранить ее независимость, если наиболее активная часть населения уедет?
Это вызовы, которые реально существуют. Я не вижу способов сделать заработную плату сопоставимой с Россией, если мы не будем по-настоящему осуществлять экономическую либерализацию и модернизацию, развивать малый и средний бизнес, который позволит создавать новые рабочие места.
- Александр Лукашенко, принимая 17 апреля с докладом премьер-министра Михаила Мясниковича, заявил, что на некоторых проблемных предприятиях "пятая колонна" начинает подбивать людей на протест. Как вы думаете, о чем шла речь? И как вы вообще относитесь к подобному заявлению?
- Я не сомневаюсь, что это относилось к "Граниту", это относилось в целом к независимым профсоюзам. Ничего, кроме улыбки, это у меня не вызывает.
Я в данном случае сравниваю нашу ситуацию с российской. Со стороны российского руководства проявляется полный плюрализм в отношении профсоюзов, хотя там они немало досаждают властям. Несколько лет назад независимые профсоюзы России провели успешную забастовку на "Форде", сейчас бастовали в Калуге на "Фольксвагене" и "Бентелер Аутомотив". В результате этих забастовок, например, рабочие на "Форде" добились двукратного повышения зарплат.
Почему в России сегодня зарплата в три раза выше? В том числе и потому, что там могут действовать профсоюзы. Уверяю вас: ни один работодатель (в том числе государство) просто так не пожертвует частью своей прибыли. Я ответственно заявляю: при свободе профсоюзов мы сегодня могли бы иметь среднюю зарплату по стране в 1,5-2 раза выше.
Российскому руководству хватает мудрости не объявлять профсоюзы "пятой колонной", а относиться к ним как к социальным партнерам. Более того, быть арбитром в споре между работодателями и профсоюзами (как это и принято в общемировой практике).
Наша власть действует с точностью до наоборот. Взяла себе в качестве трофея Федерацию профсоюзов, а нас объявила "пятой колонной". В результате полностью перекрыла механизмы, которые регулируют социальное напряжение.
Ну, пусть теперь она будет готова, что это рано или поздно плохо кончится. Таким поведением власть может довести ситуацию до социального взрыва. Я не исключаю такой развязки.
08.05.2012 |
| ![]() |