КАК НАУЧИТЬ БЕЛОРУСОВ ПОЛЮБИТЬ СВОЮ РАБОТУ
Модернизация предприятий и структурная перестройка экономики сулят белорусам не только благо, но и потрясения на рынке труда. Современное производство требует гораздо меньше людских ресурсов, чем допотопная техника. Грозит ли Беларуси всплеск безработицы, и какие кадры необходимо готовить в стране? «Завтра твоей страны»
Директор Белорусского экономического исследовательского цента (BEROC) Павел Данейко считает: не стоит опасаться безработицы, которая может возникнуть в процессе модернизации.
— Модернизация предприятий на первом этапе может спровоцировать какой-то излишек рабочей силы. Но со временем в результате наращивания мощностей и производительности труда потребность в трудовых ресурсах возрастет, так как будут увеличиваться объемы производства. К тому же, как показал кризис 2012 года, Россия заберет освободившиеся в Беларуси рабочие руки, — отмечает эксперт.
Затишье перед бурей?
Если судить по официальной статистике, то повода для беспокойства и вовсе нет. По сведениям Белстата, на 1 декабря нынешнего года зарегистрированная безработица сохранилась на уровне 0,6% численности экономически активного населения. Ровно столько же безработных было и год назад.
Но Белстат скромно умалчивает о скрытой безработице, хотя сам же ее фактически посчитал. По официальным данным, в экономике страны в январе-октябре текущего года было занято 4 млн. 570,8 тыс. человек, что на 2% меньше, чем в январе-октябре прошлого года.
Согласно переписи 2009 года, в Беларуси доля населения в трудоспособном возрасте значительно больше числа занятых в экономике — 5 млн. 853 тыс. человек. Таким образом, более 1 миллиона 300 тыс. человек трудоспособного возраста находятся не у дел. Большинство этих неучтенных безработных, добывают хлеб насущный для себя и своей семьи за рубежом.
— Социологические опросы, в частности Независимо института социально-экономических и политических исследований, свидетельствуют, что 37% белорусской молодежи — безработные, а у 40% есть знакомые, которые не имеют работы. Вот и получается, что по официальной статистике безработица 0,6 %, а по соцопросам значительно больше, — отмечает политолог Дмитрий Исаенок,
При этом в стране наблюдается нехватка рабочих рук, например, в строительной отрасли. Да и в иных сферах, при желании, найти работу не проблема. Почему же молодежь не спешит занимать пустующие вакансии?
По словам Дмитрия Исаенка, среди безработных немало молодых людей, уволившихся из Вооруженных Сил и выпускников вузов. Их ожидания не соответствуют тому, что может предложить рынок труда, то есть зарплате в 500 долларов, которую власти обещают уже в долгое время.
Неизвестно, сколько продлится это ожидание. Однако власти, спровоцировавшие иждивенческие настроения в обществе, похоже, сами не на шутку испугались, и принялись исправлять ошибку карательными мерами. Так, 7 декабря этого года появился президентский декрет № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности».
Согласно документу, досрочное расторжение контрактов в период реализации инвестиционных проектов по инициативе работников допускается только с согласия нанимателя. Отказ нанимателя в расторжении контракта может быть обжалован председателю областного (Минского городского) исполнительного комитета.
С одной стороны новый декрет президента ужесточает трудовое право для работников деревообрабатывающих предприятий, а с другой показывает, что власти небезосновательно опасаются кадрового дефицита.
Научить учиться
Дмитрий Исаенок считает, что проблема нехватки квалифицированных кадров существует не только в деревообрабатывающей или строительной отраслях, но в целом в экономике страны.
— Наша система образования не в состоянии поставить на рынок труда подготовленного специалиста. По старинке белорусским студентам дается фундаментальное образование, которое, безусловно, не противоречит качественной профессиональной подготовке специалистов. Однако в результате в Беларуси ни один, ни другой аспект образования не удовлетворяют потребности рынка труда, — подчеркивает эксперт.
Как отмечает председатель «Таварыства беларускай школы» (ТБШ) Тамара Мацкевич, необходимо менять не только процесс обучения, но и подход к нему.
— В университете невозможно полностью подготовить молодого человека к трудовой деятельности, ведь технологии стремительно меняются. Современным трендом является такой подход к образованию, когда обучаются не навыкам как таковым, а компетенциям, основной из которых является умение учиться всю жизнь, — считает эксперт.
Среди базовых компетенций, подчеркивает Тамара Мацкевич, должны быть: языковые, гражданские и социальные. Современный подход к гражданскому образованию предполагает простые вещи: способность к сотрудничеству, поддержке деловых отношений, умение ставить цели и доводить дело до конца.
— Из нашего образовательного процесса выпало обучение новаторству и предпринимательству. Хотя с раннего возраста следует учить, как идеи воплощать в действия, как идти на риски и просчитывать их, — уверена Тамара Мацкевич.
По ее словам, в Беларуси существует неевропейское отношении к работе как тяжелому бремени, тому, что помогает выживать.
— В современном мире понимание значения работы иное: работу воспринимают как ценность, которая помогает самореализоваться, — напоминает эксперт.
Руководитель Центра правовой трансформации Lawtrend Елена Тонкачева полагает, что из голов белорусской молодежи, прежде всего, необходимо вытравливать фабричное сознание.
— Время фабрик уже прошло, и мы живем в другом мире. Необходимо менять сознание людей в направлении новаторства, то есть способности создавать что-то свое. Люди в 20-30 лет должны думать о будущем, а не сидеть, сложа руки, рассчитывая на распределение и зарплату всем по 500 долларов. Если, конечно, мы хотим жить в цивилизованном мире, а не в колхозе, где коров доят руками, — подчеркивает Елена Тонкачева.
Вытянуть преподавателя из рутины
Директор Белорусского экономического исследовательского цента BEROC Павел Данейко отмечает, что в Беларуси не хватает подготовленных специалистов в сфере менеджмента, инженеров.
— Речь идет не о количестве, а о качестве: уровень подготовки не соответствует ожиданиям рынка. Для того чтобы приблизить реальную сферу к системе образования, необходимо, чтобы в вузы приходили специалисты высокого уровня из различных сфер и читали лекции студентам. Такой диалог между бизнесом и университетом должен быть легализован со стороны университета. Если этот диалог разрешит Минобразования, тогда сотрудничество будет иметь перспективы, — уверен эксперт.
Бизнес-сообщество озабочено и самим содержанием белорусских бакалаврских программ, которые отличаются от западных даже по формальным признакам.
— Например, по ряду программ там в первом семестре четыре предмета, а у нас около десяти. Это вызывает проблемы. Как можно за семестр выучить десять предметов? В результате студенты что-то слышали о каждом предмете, но ничего не знают. Получается переизбыток информации, но недостаток знаний, процветает списывание, — отмечает Павел Данейко.
С другой стороны, белорусские преподаватели перегружены. В некоторых западных университетах преподаватель имеет 70 часов лекций в год, а в Беларуси — 800 часов. При этом белорусский преподаватель так занят рутинной работой, что не занимается научной. А для европейского профессора нормальным является публикация нескольких статей в год в рецензируемых научных топ-журналах.
Эксперт напоминает, что за рубежом белорусы, молодежь в том числе, попадая в нормальные условия, достигают вполне очевидных успехов в различных сферах. Это, по словам Павла Данейко, является убедительным свидетельством необходимости модернизации экономики и образования.
13.12.2012 |
| ![]() |