ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ БЕЛАРУСЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СВОЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ?

Александр Лукашенко, встречаясь со студентами и преподавателями Белорусского государственного аграрного технического университета, как огромное достижение преподнес старую песню о главном. По его словам, Беларусь полностью обеспечила свою продовольственную безопасность и поставляет на экспорт около половины производимой продукции. "Товарищ.online"
"Сельское хозяйство — это и продовольствие, которое всем нужно каждый день, и сырье для перерабатывающей промышленности, и сфера деятельности значительной части населения. От состояния дел в этом секторе экономики зависит благосостояние народа и стабильность государства", — отметил Лукашенко. И заявил, что в настоящее время Беларусь полностью удовлетворяет свои потребности в продовольствии и около половины поставляет на экспорт.
По итогам 2012 года его объем составил более $5 млрд., а к концу 2015 года должно быть $7 млрд: "Можно гордиться тем, что в расчете на душу населения основных видов сельскохозяйственной продукции Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. По производству мяса мы сравнялись с Германией, а по молоку примерно вдвое превышаем основные развитые в аграрном отношении европейские страны".
Между тем, Лукашенко старательно обходит стороной все факторы того, какой ценой достигается эта продовольственная безопасность. А ведь она нам вылазит буквально боком, заявил корреспонденту сайта "Товарищ.online" бывший председатель профсоюзов агропромышленного комплекса, а ныне глава Белорусского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук.
"Мне всегда очень боязно за то, что творится с сельским хозяйством, и какой ценой достигнуты те цифры, о которых говорит президент. Эта безопасность становится нашей самой главной экономической опасностью. Наше сельское хозяйство из экономического инструмента превратилось в инструмент идеологический, где главное — достигнуть "вала", неизвестно какой ценой и какими затратами. Сельское хозяйство сейчас оторвано от экономической эффективности", — говорит он.
Если у нас такое замечательное сельское хозяйство, то почему нет отбоя от числа оформить визы в Польшу и Литву, вопрошает Ярошук. Почему "у них там" мясная продукция дешевле в два-три раза, чем белорусская? Есть ли продуктовая безопасность там, где люди втридорога должны покупать мясо?
Что касается озвученных Лукашенко цифр о том, что мы по производству мяса сравнялись с Германией, то, как выразился Ярошук, "ему хочется иронически улыбнуться". "Мне просто становится неловко, потому что в Германии с большим интересом смотрят на тех, кто оперирует такими цифрами. Ну, сравнялись, ну и что? Германия могла бы производить мяса в десять раз больше. Но она его не производит, потому что его будет невозможно продать! То же самое по молоку — мы производим его в два раза больше, чем европейцы. А зачем?" — говорит профлидер.
Он отметил, что европейцы производят меньше молока не потому, что они такие слабенькие, а потому, что им больше и не нужно. И вспомнил протесты фермеров в Европе, когда из-за перепроизводства молока они лили его на площади городов и поливали им поля.
"Еще одна цифра очень впечатляет и настораживает. Мы поставили на экспорт сельхозпродукции на $5 млрд. А сколько стоит эта продукция? Ведь не секрет, что она продается по демпинговым ценам — неоднократно проводились антидемпинговые расследования в отношении белорусского молока, она продается ниже себестоимости, а раз продается она ниже себестоимости, то ее надо дотировать. И она дотируется. И если мы продали продукции на $5 млрд, а затратили на ее производство $7 млрд, то о какой безопасности можно говорить", — считает специалист.
Заявления президента о том, что к 2015 году мы должны поставить на экспорт продукции на $7 млрд, вызывают у Ярошука большую тревогу. Это значит, что дотации этой продукции будут расти, на ее производство мы затратим примерно $10 млрд., что сопоставимо с бюджетом строительства атомной станции в Островце.
И еще один пассаж президента вызвал полное недоумение у эксперта. "Нам ни в коем случае нельзя резать крупные хозяйства на куски. Мы не против фермеров, но за крупнотоварным хозяйством будущее", — сказал Лукашенко.
"Противопоставлять в таком ключе фермерские хозяйства и товарные производства — это путать теплое с мягким, — говорит Ярошук. — Никто не говорит про раздел крупнотоварных производств, как никто и не говорит, что фермеры нам не нужны. Другое дело, что и там, и там должен быть хозяин. Даже на крупнотоварных СПК, как их сейчас называют, нужен собственник, чтобы он был заинтересован в эффективности производства. Чтобы не было "ничейной" собственности".
И приводит в пример ту же Польшу, где фермеры занимаются, в основном, плодово-ягодной продукцией, и довольно успешно.
"А у нас что? В 2012 году у нас был рекордный урожай яблок — девать некуда было. А сейчас мы едим что? Те же самые польские яблоки! Почему?" — задается вопросом Ярошук.
Да потому, что наша "продовольственная безопасность" просто неэффективна. Потому что в ее основе — валовые показатели, а не экономическая целесообразность. Потому что сельское хозяйство превратилось из экономической отрасли в отрасль политическую. И никто не думает, чем обернется и во сколько встанет продукция этой политической отрасли для потребителя.
А если к цене белорусской сельхозпродукции добавить затраты на "Дажынки"?
01.05.2013 |
| ![]() |
ТОП НОВОСТИ