БКДП НЕ СОГЛАСЕН С ПОПРАВКАМИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
Национальным собранием Республики Беларусь 17 мая т.г. принят в первом чтении Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений», в соответствии с которым в Трудовой кодекс (ТК) Республики Беларусь предполагается внесение ряда изменений и дополнений. Департамент правовой защиты БКДП посчитал необходимым охарактеризовать те из них, которые суживают социально-трудовые права работников, направлены на ухудшение их правового положения на рынке труда и служат примером непродуманности и необоснованности новых норм законодательства в социально-трудовой сфере.
В проекте закона из статьи 3 «Сфера действия Трудового кодекса» и статьи 8 «Соотношение законодательства о труде и норм международного права» исключено упоминание о конвенциях Международной организации труда (МОТ), которые согласно прежней редакции считались составной частью национального законодательства о труде. В новой редакции ст. 8 ТК состоит всего из двух частей и ограничивается ссылкой на международные договоры Республики Беларусь. Внесение упомянутых изменений в ст.ст.3 и 8 ТК считаем недопустимым по следующим основаниям. В прежней редакции ст.ст.3 и 8 абсолютно обоснованно конвенции МОТ упоминались помимо международных договоров Республики Беларусь, поскольку Конвенции МОТ не являются международными договорами Республики Беларусь, а имеют свой особый статус международных трудовых норм. МОТ, являясь специализированным учреждением ООН, отличается одной важной особенностью: представители трудящихся и предпринимателей участвуют в определении ее политики и принятии международных норм трудового права на равных правах с представителями правительств. МОТ занимает важнейшее место среди субъектов международно-правового регулирования труда, устанавливает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для всеобщего применения. В соответствии с Уставом Конвенции МОТ посылаются всем Членам Организации для ратификации. Каждый Член Организации обязуется в течение года с момента закрытия сессии Конференции МОТ, но не позднее восемнадцати месяцев с момента закрытия сессии Конференции, представить конвенцию на рассмотрение власти или властей, в компетенцию которых входит этот вопрос, для принятия соответствующего закона или для принятия мер другого порядка. Каждая ратифицированная конвенция направляется Генеральным Директором Международного Бюро Труда Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций. Число государств – членов МОТ достигло 175. За период с 1919 по 2003 г. было принято 184 конвенции и 191 рекомендация. Они затрагивают широкий круг проблем мира, труда, и такие из основных прав человека, как право на труд, отдых, упразднение принудительного труда, ликвидацию дискриминации в сфере найма, право на свободу объединения, право на коллективные переговоры и договоры и др., а также вопросы, связанные с трудовыми отношениями, политикой в области занятости, условиями труда, социальным обеспечением, безопасностью и гигиеной труда, охраной труда женщин, несовершеннолетних и условий труда отдельных категорий работников.
Республика Беларусь является членом МОТ. Первыми конвенциями, которые ратифицировала Беларусь в 1956 г., стали конвенции «О принудительном труде», «О сорокачасовой рабочей неделе» и «О равном вознаграждении». На настоящий момент действующими в Беларуси являются 42 конвенции МОТ. Следует подчеркнуть, что Республика Беларусь ратифицировала восемь конвенций МОТ, специально посвященных правам человека в области трудовых отношений и признанных основополагающими. В их числе Конвенция 87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» и Конвенция 98 «О праве на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров». Как уже отмечалось, в соответствии с прежней редакцией статьи 8 Трудового кодекса Республики Беларусь нормы конвенций МОТ, участницей которых является Беларусь, считались составной частью национального законодательства о труде. Исключение из ТК ссылок на конвенции МОТ на фоне продолжающихся в стране нарушений прав членов независимых профсоюзов и невыполнения в течение 10 лет признанных правительством рекомендаций МОТ об устранении этих нарушений, выглядит как умышленное, юридически безграмотное, нарушающее права работников, антидемократическое деяние.
В статью 17 ТК проектом вносятся дополнения о том, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию и том, что разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде. Упомянутые новеллы не только не устраняют коллизию норм ТК и Декрета №29, но расширяют сферу применения срочных трудовых договоров и легализируют контракты. Как известно, в Республике Беларусь, согласно Декрету Президента №29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", нанимателям предоставлено право на заключение срочных контрактов со всеми категориями работников, что противоречит норме ТК о запрете на заключение срочных трудовых договоров в тех случаях, когда трудовые отношения могут быть установлены на неопределенный срок. Республика Беларусь - единственное государство в Европе, где так широко используются срочные трудовые контракты (80-90% от всех работающих). Новое правило нацелено не на дифференциацию регулирования труда работников, работающих в сфере малого бизнеса, а на их дискриминацию.
Предоставленное нанимателям право заключения срочных контрактов перечеркивает основные принципы регулирования трудовых отношений, создает дисбаланс прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; лишает работников основных гарантий и норм, предусмотренных ТК.
Согласно проекту новая редакция ч. 4 ст. 19 ТК содержит помимо общего правила об изменении трудового договора только с согласия сторон, порядок приведения условий трудового договора в соответствие с изменившимся законодательством о труде. Так, в проекте предусматривается, что в случае изменения законодательства о труде условия заключенного трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. При этом изменение существенных условий труда осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 ТК. Подобные изменения являются нецелесообразными. В соответствии со ст.32 ТК изменение существенных условий труда наниматель обязан производить в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Упомянутые причины изменения существенных условий труда должны иметь место в конкретной организации. Изменение законодательства о труде не может рассматриваться как обоснованная организационная, производственная или экономическая причина изменения существенных условий труда для конкретного работника и для конкретного нанимателя. Используя новое правило ст.19, наниматели под видом приведения условий ранее заключенных трудовых договоров в соответствие с законодательством о труде начнут в одностороннем порядке менять условия трудового договора. Более того, проект предполагает, что в случае несогласия с законодательным изменением существенных условий труда, работник может быть уволен по пункту 5 ст.35, что совершенно недопустимо.
Не соответствует действующему законодательству о труде норма законопроекта о внесении изменений в ст.48 ТК, лишающая работников, принятых по контрактам и имеющих права на минимальную компенсацию за ухудшение их правового положения, выходного пособия при увольнении по ст. 41 ТК.
Законопроектом предлагается новая редакция ч. 1 ст. 22 ТК, которая гласит, что «Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ – 12 часов». Таким образом, предельное количество сверхурочных работ беспрецедентно увеличивается на 60 часов. Согласно ст.43 Конституции Республики Беларусь трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
Из приведенной статьи Конституции следует, что отдых работникам гарантируется не только предоставлением его отдельных видов, но и обязательностью соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени, поскольку рабочее время и время отдыха взаимодействуют по принципу "сообщающихся сосудов": время отдыха уменьшается при увеличении времени работы. Считаем это нововведение, нарушающим конституционные права работников и противоречащим ратифицированной еще в 1956 году Республикой Беларусь Конвенции МОТ 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю».
Напомним, что в адрес БКДП, который согласно Генеральному соглашению является социальным партнером правительства, законопроект своевременно не был направлен. БКДП получил упомянутый проект неофициальным путем и еще в 2011 году направил в Минтруда и Национальное собрание свои предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Республика Беларусь является членом МОТ. Первыми конвенциями, которые ратифицировала Беларусь в 1956 г., стали конвенции «О принудительном труде», «О сорокачасовой рабочей неделе» и «О равном вознаграждении». На настоящий момент действующими в Беларуси являются 42 конвенции МОТ. Следует подчеркнуть, что Республика Беларусь ратифицировала восемь конвенций МОТ, специально посвященных правам человека в области трудовых отношений и признанных основополагающими. В их числе Конвенция 87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» и Конвенция 98 «О праве на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров». Как уже отмечалось, в соответствии с прежней редакцией статьи 8 Трудового кодекса Республики Беларусь нормы конвенций МОТ, участницей которых является Беларусь, считались составной частью национального законодательства о труде. Исключение из ТК ссылок на конвенции МОТ на фоне продолжающихся в стране нарушений прав членов независимых профсоюзов и невыполнения в течение 10 лет признанных правительством рекомендаций МОТ об устранении этих нарушений, выглядит как умышленное, юридически безграмотное, нарушающее права работников, антидемократическое деяние.
В статью 17 ТК проектом вносятся дополнения о том, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию и том, что разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде. Упомянутые новеллы не только не устраняют коллизию норм ТК и Декрета №29, но расширяют сферу применения срочных трудовых договоров и легализируют контракты. Как известно, в Республике Беларусь, согласно Декрету Президента №29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", нанимателям предоставлено право на заключение срочных контрактов со всеми категориями работников, что противоречит норме ТК о запрете на заключение срочных трудовых договоров в тех случаях, когда трудовые отношения могут быть установлены на неопределенный срок. Республика Беларусь - единственное государство в Европе, где так широко используются срочные трудовые контракты (80-90% от всех работающих). Новое правило нацелено не на дифференциацию регулирования труда работников, работающих в сфере малого бизнеса, а на их дискриминацию.
Предоставленное нанимателям право заключения срочных контрактов перечеркивает основные принципы регулирования трудовых отношений, создает дисбаланс прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений; лишает работников основных гарантий и норм, предусмотренных ТК.
Согласно проекту новая редакция ч. 4 ст. 19 ТК содержит помимо общего правила об изменении трудового договора только с согласия сторон, порядок приведения условий трудового договора в соответствие с изменившимся законодательством о труде. Так, в проекте предусматривается, что в случае изменения законодательства о труде условия заключенного трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. При этом изменение существенных условий труда осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 ТК. Подобные изменения являются нецелесообразными. В соответствии со ст.32 ТК изменение существенных условий труда наниматель обязан производить в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Упомянутые причины изменения существенных условий труда должны иметь место в конкретной организации. Изменение законодательства о труде не может рассматриваться как обоснованная организационная, производственная или экономическая причина изменения существенных условий труда для конкретного работника и для конкретного нанимателя. Используя новое правило ст.19, наниматели под видом приведения условий ранее заключенных трудовых договоров в соответствие с законодательством о труде начнут в одностороннем порядке менять условия трудового договора. Более того, проект предполагает, что в случае несогласия с законодательным изменением существенных условий труда, работник может быть уволен по пункту 5 ст.35, что совершенно недопустимо.
Не соответствует действующему законодательству о труде норма законопроекта о внесении изменений в ст.48 ТК, лишающая работников, принятых по контрактам и имеющих права на минимальную компенсацию за ухудшение их правового положения, выходного пособия при увольнении по ст. 41 ТК.
Законопроектом предлагается новая редакция ч. 1 ст. 22 ТК, которая гласит, что «Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ – 12 часов». Таким образом, предельное количество сверхурочных работ беспрецедентно увеличивается на 60 часов. Согласно ст.43 Конституции Республики Беларусь трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.
Из приведенной статьи Конституции следует, что отдых работникам гарантируется не только предоставлением его отдельных видов, но и обязательностью соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени, поскольку рабочее время и время отдыха взаимодействуют по принципу "сообщающихся сосудов": время отдыха уменьшается при увеличении времени работы. Считаем это нововведение, нарушающим конституционные права работников и противоречащим ратифицированной еще в 1956 году Республикой Беларусь Конвенции МОТ 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю».
Напомним, что в адрес БКДП, который согласно Генеральному соглашению является социальным партнером правительства, законопроект своевременно не был направлен. БКДП получил упомянутый проект неофициальным путем и еще в 2011 году направил в Минтруда и Национальное собрание свои предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь.
21.05.2013 |
| версия для печати |
ТОП НОВОСТИ