Хочешь уволиться? Напейся!
Резкий рост количества уволенных за нарушения трудовой дисциплины говорит об одном: люди нашли способ разорвать контрактное «крепостное право». Об этом рассуждает лидер БКДП Александр Ярошук на страницах еженедельника "Белорусы и рынок".
Удивительная статистика, о которой почему-то не говорят с экранов телевизоров и не вещают по радио, как шило в мешке: в первые пять месяцев 2019 года количество уволенных за прогулы и иные нарушения трудовой дисциплины составило 14 556 человек, или на 14,7 % (на 1871 человека) больше, чем в аналогичном периоде 2018-го.
Казалось бы, в свете приснопамятного драконовского декрета № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» власти должны радоваться: мера работает, все нарушители, которых становится больше, остаются без работы, и это дисциплинирует оставшихся работников. Так, да не так.
Любопытно, отчего вдруг белорусы перестали дорожить рабочими местами? Ведь люди те же, безработица находится примерно на одном уровне, а количество уволенных по статье резко возросло. Я нахожу только одну причину такого роста: это ответ работников на систему срочных трудовых контрактов, которая уже двадцать лет действует в Беларуси и является следствием декрета № 29. Теперь, после того как Палата представителей во втором чтении приняла новый закон и недавно его подписал президент, данная система приобрела законченный вид. Как итог, практически все работники страны не имеют возможности уволиться по собственной инициативе в период действия срочных трудовых контрактов. Сейчас упор будет делаться на заключение не годовых, как раньше, а долгосрочных (на три-пять лет) трудовых соглашений.
С одной стороны, это вроде как благо: работник не переживает, продлят ли его краткосрочное соглашение, он уверен, что у него будет работа. С другой — не сможет ее поменять, даже если найдет иной вариант, по каким-либо причинам (как правило, финансовым) устраивающий его в большей степени. Отмечу, что данная проблема обостряется. К нам поступает множество обращений от людей, которые находят новое место работы, однако наниматели не отпускают их, поскольку действует долгосрочный контракт.
Такие контракты стали правилом в Беларуси, а в других странах являются скорее исключением. Там их доля составляет 20—25 % от всех трудовых соглашений.
Долгосрочный контракт стал одним из элементов принудительного труда. Мы знаем массу примеров (и этой тенденции уже несколько лет), когда, отчаявшись уволиться, работники прибегают на первый взгляд к парадоксальным (все-таки это пятно в трудовой книжке) действиям: нарушают трудовую дисциплину. Проще говоря, добиваются увольнения с помощью прогулов или появления на рабочем месте в нетрезвом виде. Делают это по одной причине — из-за безысходности. Это не выдумка оппонентов нынешней власти, а реальное явление, которое имеет место помимо воли и желания отдельных людей.
Возможно, кому-то это покажется удивительным, но и рабочие, и инженерно-технические специалисты, и даже преподаватели университетов обращались и продолжают обращаться к нам с одним и тем же вопросом: «Меня не хотят увольнять. Каким образом я могу прервать срочный трудовой контракт?» Наш ответ такой: у вас нет законной возможности сделать это.
Зная, что практика «закрепощения» получает все большее распространение, мы полушутя-полусерьезно говорим обратившимся: вы можете совершить прогул или появиться на рабочем месте в нетрезвом виде. Однако мы знаем массу примеров, когда даже после таких вопиющих нарушений трудовой дисциплины, которые априори должны приводить к увольнению по статье, работников не увольняли! Причина одна: квалифицированных представителей абсолютно всех профессий не устраивает зарплата, и, когда они находят иные варианты трудоустройства, наниматель не хочет их увольнять, поскольку понимает, что на такую зарплату он не найдет специалистов высокой квалификации.
Возможно, внесение изменений в Трудовой кодекс стало последней каплей, которая подвигла людей к радикальным действиям. Они поняли, что теперь «любимое» рабочее место не покинуть другим способом, кроме как совершив прогул или появившись на работе в нетрезвом виде. Другие факторы, повлиявшие на резкий рост нарушений трудовой, производственной и исполнительской дисциплины, представляются мне крайне сомнительными. Если ситуация не изменится к лучшему, волна вынужденных нарушений трудовой дисциплины будет только нарастать.
В заключение отмечу, что с каждым годом растет трудовая миграция. Белорусы все активнее покидают родные края и уезжают туда, где платят больше. Даже официальная статистика показывает, что в последние годы наиболее активные, инициативные, образованные и квалифицированные молодые люди все чаще уезжают за рубеж. Причем вовсе не в Россию, как это было раньше, а в Польшу и Литву. И многие уезжают навсегда.