Агония режима
Всё, что когда-то начиналось, рано или поздно заканчивается. Неумолимый исторический процесс вынес свой приговор и правящему белорусскому режиму. Он прошёл все этапы развития, полностью выработал ресурс и должен прекратить своё существование. И дело не в том, что власть сделала некие роковые ошибки и что появились оппоненты, которые умело ими воспользовались. Речь идёт не о случайности, а о закономерности, при которой и роковые ошибки власти, и умело их использующие оппоненты были запрограммированы. Белорусский режим последовательно, своими руками создавал все классические предпосылки системного кризиса, когда «верхи уже не могут, а низы не хотят» и к сегодняшнему дню сумел сформировать в стране критическую массу собственного отторжения, после которой избежать перемен становится невозможно.
Более подходящего момента для старта этого процесса, чем президентские выборы трудно было придумать. Я неоднократно в последние полгода заявлял, что самое лучшее, что мог бы предложить себе Лукашенко – не идти на них. Сегодня очевидно, что он ни при каких условиях выборы не выиграет. Он не наберет даже 30 процентов голосов. Поэтому Ермошиной придется приписывать на этот раз Лукашенко до полусотни процентов голосов с большими рисками вызвать выход сотен тысяч людей на улицу.
Выбор у Лукашенко невелик и не завиден. Или не регистрировать Бабарико, Цепкало и Тихановскую и спровоцировать риск социального взрыва уже на этом этапе. Или зарегистрировать и сфальсифицировать результаты выборов, присвоив себе отданные за оппонентов миллионы голосов, жестоко подавив протесты граждан. Есть и другие варианты, которые сегодня властью могут рассматриваться, поскольку ситуация всё больше выходит из-под контроля и у режима сдают нервы: объявить чрезвычайное положение, прекратить выборный процесс, сославшись на пандемию коронавируса, которую, по иронии судьбы, сам же Лукашенко не признавал.
Любое из этих решений не только повлечёт за собой непредсказуемые последствия, но и, самое главное, не устраняет причин кризиса власти, политических, экономических, гуманитарных, по которым она должна уйти. И уйдет – через полгода, через год или два, ибо процесс её ухода, её агония уже запущены выборной кампанией. Где впервые Лукашенко не одержит электоральной победы, навсегда потеряет остатки поддержки среди граждан, и народ будет считать его узурпатором, незаконно захватившим и удерживаемым власть. Прямым следствием этого станет волна народного негодования, гнева и ненависти, которая уже поднимается. Она способна породить масштабные социальные потрясения со всеми вытекающими катастрофическими для Лукашенко последствиями.
Но у него ещё есть шанс избежать катастрофы. Надо усмирить свою патологическую жажду власти, перестать изо всех сил за неё цепляться, понять, что время его ушло. Понять, что должны быть похоронены также планы установить в стране монархию, передать власть кому-то из своих сыновей. И тогда можно рассчитывать на то, что не злопамятный и великодушный народ Беларуси отведет своё законное место первому президенту страны. Ведь эти 26 лет его правления были разными, и не только плохими.
Но конец – делу венец, и выбор теперь за Лукашенко – стать палачом народа и закончить свою жизнь столь же ужасно, как заканчивали до него многие диктаторы. Или сделать мужественный шаг и достойно покинуть пост. Не только ради себя самого, своей семьи, но и во имя Беларуси, её народа, который заслужил того, чтобы власть менялась мирно, а не трагически, и стране, народу оставалась открытой дорога для дальнейшего развития и процветания.
Увы, надежда на то, что безнадежно больной на власть Лукашенко способен сделать в этой ситуации правильный выбор остаётся призрачной…
Александр Ярошук, председатель БКДП