Что говорят работники «Гродно Азот» о ситуации на предприятии

    Корреспондент «Народной воли» побеседовал с рабочими «Гродно Азот».

    В СМИ периодически появляется информация об проблемах на предприятие «Гродно Азот». Поступали сообщения, что для обхода санкций продукцию маркируют под другие марки, не хватает средств на модернизацию оборудования, из-за аварийного состояния происходит утечка газа.

    Слесарь-ремонтник Дмитрий Заблоцкий, бывший сотрудник «Азота», с горечью замечает, что высококлассных ремонтников на предприятии становится все меньше:

    — Опыт работы более 10 лет, высшая квалификация, на Доске Почета висел мой портрет, но — уволили. Они делают, что хотят. Сейчас в команду взяли шесть ребят, которым осенью идти в армию. А ремонты на предприятии сложные, кто-то должен их делать.

    Дмитрий говорит, что после прошлогодних событий некоторые его коллеги, высококлассные специалисты, вынуждены были уехать с семьями за границу.

    Размышляя об общей ситуации на предприятии и отношениях с администрацией, работник «Азота» Александр (фамилию просил не называть) замечает: в каждом цеху своя атмосфера, все зависит от руководства. Например, у него и шеф, и начальники смен были на стороне рабочих, когда они объявили забастовку. Хотя это и не афишируется, но никого не заставляли подписывать бумаги против введение санкций. Правда, такое не в каждом цеху. В последнее время, отмечает Александр, отношение администрации изменилось. Перестали раздавать агитационные листовки, издавать приказы для усиления дисциплины, приостановили массовые увольнения.

    В последнее время они успокоились, — говорит Александр, — они видят, сколько специалистов с 10-15-летним опытом потеряли. А заменить этих профессионалов некем! Некоторым даже направляли письма с просьбой вернуться.

    Другой рабочий, Николай, рассуждает о заработной плате на предприятии. Он работает на вредном производство и говорит, что в России на аналогичных предприятиях заработная плата выше.

    — У нас зарплата 1200-1500 рублей, это неплохо для Гродно. Но если посмотреть, как растут цены на товары, лекарства, услуги, то наших денег хватает только на то, чтобы прожить месяц с семьей.

    Глава первички Независимого профсоюза Андрей Ханевич размышляет об условиях труда и устаревшем оборудовании. По его словам, оборудование на предприятии устарело, но плановые ремонтные работы продолжаются. Нет проблем с необходимыми запчастями, потому что они были закуплены заранее:

    Как правило, к плановому ремонту готовятся заранее. Вопрос в том, что будет дальше. Санкции начинают действовать, и запчасти, агрегаты вряд ли получится приобрести в Европе. А китайские запчасти имеют разное качество.

    Дмитрий Заблоцкий уверен, что к ремонту администрация подошла ненадлежащим образом: в частности, инструменты и необходимое оборудование приобретены технологически устаревшие:

    Например, покупают сварочные аппараты, которые сложно поднимать и переносить с места на место. Хотя на других предприятиях, обычно частных, мы видим более профессиональный, простой инструмент, который намного проще и легче в эксплуатации. Почему это нельзя сделать на «Азоте»?

    Ни один из собеседников не захотел говорить про забастовку. Александр заметил, что даже в курилке теперь меньше слышно недовольных реплик:

    — Все сейчас замкнуты на себе, очень много недоверия друг к другу. Люди закрыты. Слово «забастовка» вообще не звучит. Такое ощущение, что все чего-то ждут и стараются не распространяться.

    Резюмируя ситуацию, Дмитрий Заблоцкий высказал своё мнение:

    — Подавляющее большинство сотрудников компании, включая менеджмент, против того, что творилось в стране в прошлом году. Но все боятся и молчат. Те, кто не боялся, уже покинули Беларусь.

    С прошлого года, когда на «Гродно Азот» сменился генеральный директор, лидер первички Независимого профсоюза на предприятии Андрей Ханевич не раз пытался попасть на приём к руководству. В итоге написал письмо с предложением обсудить деятельность предприятия и обеспечение его стабильной и эффективной работы. Ответ пришел за подписью генерального директора Игоря Ляшенко.

    Он пояснил, что даже в условиях санкций США и ЕС компания продолжает реализовывать все запланированные инвестиционные проекты, достигает ключевые показатели бизнес-плана, проводит капитальный ремонт производственного оборудования, выполняет все обязательства по Коллективному договору. А вот о деятельности Независимого профсоюза якобы ни коллективу, ни нанимателю ничего неизвестно. Более того, гендиректор выразил сомнения по поводу того, есть ли у членов БНП полная информация о том, что администрация делает для поддержания стабильной работы предприятия.

    Ляшенко упрекнул главу Независимого профсоюза: «Ни словами, ни делом вы не пытаетесь хотя бы осудить принятые по отношению к нашему предприятию санкции».

    Подводя итог, генеральный директор высказал несогласие с уставом профсоюза, согласно которому наниматель и другие лица, имеющие право на прием и увольнение, не могут быть членами Независимого профсоюза. Ляшенко считает, что эта норма носит дискриминационный характер и несовместима с законодательством Республики Беларусь. Он предложил первичке привести основной документ независимой профсоюзной организации в соответствие с законодательством.

    28.09.2021