Калечиц: Секторальные санкции ЕС в наибольшей степени затронут сферу внешнего госдолга Беларуси

    Секторальные санкции Европейского союза (ЕС) в наибольшей степени затронут сферу внешнего госдолга Беларуси, где сохраняется потребность в рефинансировании достаточно больших объемов задолженности. Однако в целом воздействие санкционных шоков на экономику Беларуси будет умеренным и растянуто во времени. Об этом сказал  заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Дмитрий Калечиц.

    «Действительно, эти меры будут иметь определенное влияние на финансовый сектор. Можно ожидать, что в перспективе несколько уменьшатся объемы белорусского экспорта и, соответственно, объемы поступающей в страну валютной выручки. Однако, учитывая высокую импортоемкость белорусской экономики, снизится и импорт. В совокупности это значит, что влияние данного шока на сбалансированность внешней торговли будет умеренным и растянуто во времени. В определенной степени снизятся возможности для привлечения внешнего финансирования. Наиболее сильно это может затронуть сферу внешнего государственного долга, где сохраняется потребность в рефинансировании достаточно больших объемов задолженности», — отметил Калечиц.

    По данным Минфина Беларуси, на погашение и обслуживание внешнего госдолга в 2021 Беларусь направит 3,1 млрд долл в эквиваленте, из которых 3 млрд долл составят платежи в иностранных валютах. Погашение основного долга достигнет 1,9 млрд долл, обслуживание процентных платежей – 1,1 млрд долл.

    По словам Калечица, также можно ожидать «определенного усиления давления на валютный рынок». «Однако, учитывая инерционность любых экономических процессов, это не произойдет одномоментно. Эффекты от внешних шоков будут проявляться постепенно. Экономические агенты будут подстраиваться под изменившиеся реалии», — пояснил он.

    Кроме того, он считает, используемый в Беларуси как регуляторный инструмент плавающий курс белорусского рубля «позволяет абсорбировать внешние шоки и не накапливать дисбалансы внутри страны». «Белорусский рубль находится в настоящее время в зоне недооцененности. Отсутствуют значимые накопленные дисбалансы в экономике. Это улучшает адаптацию экономики к новым условиям функционирования, позволяет смягчить негатив от шоков», — сказал Калечиц.

    В то же время, он отметил, что, «помимо прямого воздействия через каналы внешней торговли и платежного баланса в целом, последствия от принимаемых ограничительных мер могут усилиться за счет того, что к внешним добавятся внутренние факторы».

    «Это связано с ожиданиями экономических агентов. Начиная с прошлого года, произошло их ухудшение на фоне внешних и внутренних шоков. До сих пор негативные ожидания остаются повышенными, в результате чего сохраняется отток средств физических лиц из банковской системы, а также спрос с их стороны на иностранную валюту на внутреннем рынке. Это в свою очередь негативно отражается на ресурсах финансовых организаций и их возможностях по кредитованию экономики. В результате дополнительных шоков такие ожидания могут еще больше увеличиться», — сказал Калечиц.

    07.07.2021