МОТ: влияние пандемии на занятость хуже, чем ожидалось

    Последний отчет МОТ о влиянии COVID-19 на рынки труда свидетельствует о замедлении восстановления мировой экономики и значительном различии между развитыми и развивающимися странами.

    По заявлению Международной организации труда, потеря рабочего времени в 2021 году из-за пандемии будет значительно выше, чем предполагалось ранее, поскольку разница восстановления между развитыми и развивающимися странами угрожает мировой экономике в целом.

    В настоящее время МОТ прогнозирует, что количество рабочих часов в мире в 2021 году будет на 4,3 процента ниже допандемического уровня (четвертый квартал 2019 года), что эквивалентно 125 миллионам рабочих мест с полной занятостью.

    Восьмое издание «Мониторинга МОТ: COVID-19 и сфера труда» фиксирует, что без конкретной финансовой и технической поддержки «большое расхождение» в тенденциях восстановления занятости между развитыми и развивающимися странами будет сохраняться.

    В третьем квартале 2021 года общее количество отработанных часов в странах с высоким уровнем дохода было на 3,6 процента ниже, чем в четвертом квартале 2019 года. В отличие от этого разрыв в странах с низким уровнем дохода составил 5,7 процента, а в странах с уровнем дохода ниже среднего — 7,3 процента.

    С региональной точки зрения, Европа и Центральная Азия испытали наименьшую потерю рабочего времени по сравнению с уровнем до пандемии (2,5 процента). Далее следуют Азиатско-Тихоокеанский регион с показателем 4,6 процента. В Африке, Северной и Южной Америке и арабских государствах этот показатель снизился на 5,6, 5,4 и 6,5 процента соответственно.

    Вакцины и бюджетные стимулы

    Расхождение между странами во многом обусловлено значительными различиями в развертывании вакцинации и пакетов фискальных стимулов.

    В глобальном масштабе потери отработанных часов при отсутствии каких-либо вакцин составили бы 6,0% во втором квартале 2021 года, а не 4,8%, которые были зарегистрированы на самом деле.

    Однако крайне неравномерное внедрение вакцинации означает, что положительный эффект был наибольшим в странах с высоким доходом, незначительным в странах с доходом ниже среднего и почти нулевым в странах с низким доходом.

    По оценкам МОТ, если бы страны с низким уровнем дохода имели более справедливый доступ к вакцинам, восстановление рабочего времени догнало бы страны с более богатой экономикой чуть более чем за четверть года.

    Кроме этого, около 86 процентов глобальных мер стимулирования экономики сосредоточено в странах с высоким уровнем доходов. Оценки показывают, что в среднем рост налогово-бюджетных стимулов на 1 процент годового ВВП увеличило годовое рабочее время на 0,3 процентных пункта по сравнению с последним кварталом 2019 года.

    Разрыв в производительности и предприятия

    Кризис COVID-19 также повлиял на производительность, что привело к еще большему неравенству. Прогнозируется, что разрыв в производительности между развитыми и развивающимися странами увеличится с 17,5: 1 до 18: 1 в реальном выражении, что является самым высоким показателем с 2005 года.

    «Текущая траектория рынка труда — это застопорившееся восстановление, с появлением серьезных рисков спада и большим разрывом между развитыми и развивающимися странами», — сказал генеральный директор МОТ Гай Райдер, —  «Драматическое неравенство в распределении вакцин и финансовых возможностей являются движущей силой этих тенденций, и обе эти причины необходимо срочно устранять».

    27.10.2021