Солигорские шахтеры бастовали 44 дня, в Минске к стачке присоединились 98 предприятий

    Забастовки были нечастым явлением как в советской Беларуси, так и в лукашенковской. Массовые забастовки с политическими требованиями вновь стали актуальной темой в августе 2020 года, когда рабочие крупных предприятий выступили против насилия силовиков и за новые выборы. «Наша Нiва» вспоминает историю массовых забастовок в Беларуси.

    1989 год — начало забастовок в Солигорске

    Первые массовые выступления солигорских шахтеров начались в 1989 году. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования: от повышения заработной платы, улучшения условий труда до ликвидации политической монополии КПСС.

    В 1991 году солигорские горняки объединились в Независимый профсоюз горняков СССР. Первым председателем профсоюза стал Иван Юргевич.

    Это сейчас жители Солигорска завидуют зарплатам шахтеров, а тогда на «Беларуськалии» зарплаты были очень низкими, несмотря на тяжелейшие условия труда. Рабочий день шахтера зачастую превращался в 11-часовой, поскольку не учитывалось время на спуск в шахту и доставку к месту работ и обратно.

    Были колоссальные проблемы с безопасностью труда. Средняя продолжительность жизни солигорских шахтеров составляла менее 50 лет.

    В феврале 1992 года независимый профсоюз принял решение начать забастовку. Горняки требовали повышения зарплат, социальных гарантий, обеспечения достойных условий труда. Через несколько дней они заблокировали железнодорожные пути, чтобы не допустить отгрузки с предприятия. Забастовка продолжалась 44 дня.

    Одновременно шахтеры и члены их семей объявили голодовку, которая продолжалась 18 дней. После этого профсоюз организовал пеший поход из Солигорска на Минск.

    Добравшись до Минска, шахтеры направили своих активистов на все крупные предприятия города с призывом о поддержке. Большой митинг был организован у здания Верховного Совета.

    Требования шахтеров выполнили: зарплаты повысили в несколько раз, рабочее время сократили на час, отпуск работающим под землей увеличили до 66 дней.

    Но на этом всё не остановилось. Солигорские горняки были активны на протяжении 1990-х годов.

    В октябре 1996 года проходил марш протеста Солигорск— Минск под экономическими лозунгами. Участников акции задержала милиция, работники потом заплатили штраф.

    4 октября 1998 года сотни шахтеров прошли по городу, а через месяц на Солигорском стадионе «Строитель» профсоюзы собрали 3000 протестующих.

    В ноябре 1998 года профсоюзные активисты организовали третий поход на Минск, в этот раз «за шахтерской пенсией». Людей задерживали сотрудники местных РОВД, в отделениях их унижали, обыскивали и раздевали. Когда горняки дошли до Минска, всю группу шахтеров окружил ОМОН и задержал повторно.

    В нулевые годы забастовки шахтеров прекратились.

    1990 год — забастовка на «Гомсельмаше»

    Забастовка на крупнейшем машиностроительном объединении проходила под лозунгами с требованиями выплаты денежных компенсаций в связи с последствиями Чернобыльской катастрофы 1986 года. Выступления рабочих прошли и в других городах.

    Численность работников объединения с учетом всех предприятий превышала 35 тысяч. Расстояние от Чернобыльской станции от Гомеля почти 100 километров, информации не было никакой, кроме скупого сообщения по радио о том, что на АЭС произошла авария.

    Руководители страны, области, города старались не давать иной информации, а может, и сами не понимали, какие ужасные последствия для людей несет катастрофа.

    26 апреля 1990 года в 7.30 первая смена пришла на завод, переоделась, вышла к станкам, но к работе не приступила. В 10.00 начался общезаводской митинг. Он проходил на головном заводе, заводе самоходных комбайнов и заводе литья и нормалей.

    В 16.00 более пяти тысяч сельмашевцев под проливным дождем колонной двинулись на городской митинг, посвященный четвертой годовщине Чернобыльской трагедии.

    Люди стали уходить из цехов после 23 часов по разрешению забастовочного комитета. Забастовочный комитет работал до 24.00. Так завершилась первая суточная предупредительная забастовка в истории Беларуси.

    1991 год — общенациональная забастовка

    Забастовка 1991 года вошла в историю Беларуси как крупнейшая массовая демонстрация рабочих за свои политические и экономические права.

    Апрель 1991 года взорвал страну: цены на товары и услуги за день официально увеличились на 65—70%. А реально в разы. В качестве компенсации власти предложили смешную сумму.

    Это была попытка союзных властей провести экономические реформы. Накопления советских людей превращались в никчемные фантики.

    В Москве, Ленинграде, Минске, Казани, Перми и других городах на момент переоценки товаров торговые базы были практически пусты. В союзном бюджете ощущалась острая нехватка средств, так как союзные республики перестали перечислять деньги в центр.

    3 апреля 1991 года рабочие Минского электротехнического завода прекратили работу и вместе с рабочими Завода автоматических линий и Завода шестерен вышли на улицу.

    Рабочие заблокировали движение трамваев на улице Долгобродской. Колонны прошли по центру Минска к Дому правительства. Остановились тракторный и автомобильный заводы и другие гиганты Минска.

    Тогда же на площади Независимости состоялось одно из крупнейших в истории Беларуси выступлений рабочих в защиту своего социально-экономического положения. Первоначально требования были исключительно экономические, но позже добавились и политические.

    А 4 апреля у многих возникло ощущение, что остановилась работа всего Минска. До ста тысяч человек объединились в колонну и двинулись на площадь Ленина (ныне площадь Независимости), к Дому правительства. ОМОН и внутренние войска в то время еще не были готовы к подобным акциям — и стихийному митингу никто не мешал.

    Забастовка охватила десятки трудовых коллективов. В республиканский забастовочный комитет вошли 98 предприятий. Их поддержали оппозиция БНФ, Василь Быков и Алесь Адамович.

    К экономическим добавились и политические требования: вывод парткомов с предприятий, отставка президента СССР и союзного правительства, новые выборы в Верховный Совет БССР и придание конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете Беларуси.

    Забастовали рабочие и в других городах Беларуси: Молодечно, Борисове, Солигорске, Лиде, Гомеле. Солигорские шахтеры даже прислали своих представителей к Дому правительства, чем подали пример коллегам с других предприятий. Протестующие создали забастовочный комитет, на предприятиях образовывались аналогичные структуры, что наводило ужас на руководителей.

    Большинство экономических требований протестующих правительство БССР тогда удовлетворило, а политические — нет.

    Президиум Верховного Совета БССР 24 апреля издал постановление, в котором обязывал руководителей предприятий и организаций «в соответствии с законодательством провести необходимую работу по увеличению заработной платы». На следующий день начались переговоры чиновников с представителями стачкомов. Зарплаты в конце концов как-то повысили. Но фундаментальную проблему советской экономики с пустыми прилавками и нехваткой денег в бюджете так никто и не решил.

    Президиум Верховного Совета отказался рассматривать политические требования рабочих: немедленно приступить к выполнению положений Декларации о государственном суверенитете БССР, разработать и принять новый закон о выборах на многопартийной основе, вывести парткомы с предприятий, сократить на треть расходы на содержание госаппарата.

    1991 год — перекрытая железная дорога в Орше

    На выполнение требований общенациональной забастовки повлияла ситуация в Орше — крупнейшем железнодорожном узле.

    Рабочие тогда выдвинули ультиматум, потребовав созвать чрезвычайную сессию Верховного Совета БССР.

    Блокировать железную дорогу решили стихийно, на митинге 24 апреля, где люди выражали несогласие со снижением уровня жизни.

    24—26 апреля 1991 года в Орше протестующие заблокировали железнодорожные пути. Городские заводы прекратили работу, а рабочие Орши вышли протестовать на улицы: первым стал инструментальный завод, за ним — Легмаш, «Красный борец», а на следующий день к ним присоединились рабочие локомотивного депо, приостановил работу «Красный Октябрь» в Барани.

    В город направили полторы тысячи бойцов ОМОНа, вечером 25 апреля оршанские рабочие прекратили забастовку. Люди стали собираться на центральной городской площади, и от насущного вопроса о ценах протестующие переходили уже к политическим вопросам.

    Стачком решил распустить протест после информации, что по людям могут открыть огонь. Когда стачком объявил о роспуске протеста, люди были против и стали бросать в выступающего человека печеньем.

    По факту блокирования железной дороги в Орше в 1991 году возбудили уголовное дело и провели расследование, но, по сути, на том всё и закончилось.

    1995 год — забастовка в метро

    Все началось с забастовки водителей троллейбусов в Гомеле. Ее поддержали работники автопарков и троллейбусных депо Минска. 15 августа забастовали водители троллейбусного депо №1 Минска и обратились за поддержкой к работникам метрополитена.

    В 1995 году начальник метро Владимир Набежко своим приказом отменил 10-процентные надбавки за безопасную и безаварийную работу и уменьшил размер премий. Тем самым он нарушил коллективный договор между работодателем и профсоюзами.

    Работники первоначально не хотели доводить до забастовки, надеялись разрешить проблему мирно, но не вышло. Работники Минского метрополитена потребовали отставки руководства, выполнения коллективного договора и своевременной выплаты заработной платы. 17 августа 1995 года они приостановили работу.

    В первый же день забастовки к зданию депо подогнали 4 грузовика омоновцев. Бастующих заставляли писать заявления о том, что в забастовке они не участвуют. Многих сотрудников вызывали к начальству по одному и затем увольняли.

    Власти не удовлетворили требования забастовщиков. Попытки вступить в переговоры с мэром Минска оказались безуспешными. 18 августа после экстренной выплаты зарплаты водителям троллейбусов, забастовку остановили.

    роллейбусы начали перевозить пассажиров вдоль линии метро. Государственные СМИ вели пропагандистскую кампанию против транспортников. 19-го начали увольнять машинистов, пригнали спецназ и внутренние войска к офису профсоюзов. Всего уволили 58 участников забастовки. Под угрозой применения оружия ОМОН выдворил участников забастовки с территории метрополитена.

    Александр Лукашенко заявил, что забастовка метро — дело рук «националистических сил во главе с БНФ». Он заявил, что Свободный профсоюз сотрудничал с польскими профсоюзами и проводил консультации с американскими профсоюзами. Лукашенко заявил, что в конце прошлого года и в этом году было проведено с американцами и поляками три семинара для профсоюзов.

    Он утверждал также, что, по его сведениям, возле депо метрополитена стоят пикеты, которые не пускают на работу тех, кто хочет выйти на работу. Он заявил, что будут задержаны все, кто будет препятствовать работе транспорта в Минске.

    В спешном порядке из Москвы привезли несколько десятков машинистов Московского метрополитена для обучения нового персонала.

    Та забастовка была примечательна тем, что члены обоих профсоюзов, официального и независимого, действовали совместно.

    2001 год — рабочие МТЗ перекрыли движение транспорта

    28 сентября 2001 года сотни рабочих МТЗ перекрыли движение транспорта по улице Долгобродской напротив главной проходной. Причиной акции послужила двухнедельная задержка выплаты заработной платы.

    Сначала зарплату обещали выдать 13—14 сентября, но не выплачивали. 27 сентября по заводскому радио неоднократно объявляли о том, что выплаты начнутся утром 28-го. Однако и этого не произошло.

    Рабочие стали расходиться только после того, как руководство пообещало в тот же день выплатить зарплату.

    После тех событий протесты рабочих прекратились — не только из-за экономического роста в стране, но и банально из-за разгрома всех независимых профсоюзов и помогавших им оппозиционных структур.

    2013 год — забастовка ипэшников

    В 2013 году прошла республиканская забастовка предпринимателей, в которой приняло участие до 70% ипэшников.

    Участники забастовки политических требований не выдвигали. Возмущение вызвала обязательная сертификация товаров в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза, которая сделала невозможной мелкорозничную торговлю обувью и одеждой.

    Учитывая, что по официальным данным в Беларуси насчитывалось тогда около 98 тысяч индивидуальных предпринимателей, общее количество бастовавших было существенным.

    Правда, в акции не приняли участие предприниматели, которые торговали продовольственными товарами. Тем не менее, призыв принять участие в забастовке поддержали предприниматели на рынках всех областных и десятков районных центров по всей Беларуси.

    Предприниматели также организовывали однодневные забастовки в 2004, 2005, 2007, 2013 и 2014 годах.

    2020 год

    Официальные итоги выборов президента Беларуси и жесткое подавление акций протеста вызвали возмущение на многих предприятиях страны. Рабочие вышли на митинги, некоторые объявили о готовности бастовать. Когда 17 августа 2020 года Александр Лукашенко приехал на Минский завод колесных тягачей, его встретили криками «уходи». На это Лукашенко ответил: «Можете еще покричать».

    Несколько тысяч работников тракторного и электротехнического заводов прjшли колонной к МЗКТ. Они скандировали «Верым, можам, пераможам!» и несли плакат: «Никаких переговоров — только отставка».

    Работники заводов требовали отставки Лукашенко, освобождения политзаключенных и новых выборов.

    Говорили о забастовке даже на государственном телевидении, 600 работников которого выразили ей поддержку.

    В Жодино работники БелАЗа выходили к проходной. Некоторых закрывали в цехах. Милиция не пускала горожан, которые хотели поддержать рабочих, к центральной проходной.

    Более 6000 работников «Беларуськалия» требовали честных выборов. В августе 2020 на предприятии создали стачком. Большинство тех, кто поддержал забастовку, спустя время снова начали ходить на работу.

    Нанимателю удалось погасить протестные настроения. Некоторые активисты вынуждены были покинуть Беларусь. Александр Лукашенко заявил, что вместо шахтеров-забастовщиков могут быть приглашены украинские специалисты. В сентябре 2020 года Минский областной суд признал забастовку «Беларуськалия» незаконной.

    13 октября 2020 года Светлана Тихановская объявила о кампании Народный ультиматум и призвала к общенациональной забастовке.

    Забастовку тогда активно поддержали представители сферы услуг. Десятки кафе, баров и ресторанов объявили о том, что у них 26 октября «технический перерыв» или что они закрыты на «санитарный день». Но крупные предприятия работы не остановили.

    Силовики действовали крайне жестко. Например, на «Гродно Азоте» омоновцы загоняли на работу дубинками и криками. Власти не пошли на переговоры и забастовка угасла.

     

     

    05.11.2021