Страны разные, а трудовые проблемы схожие

    Актуальное интервью с председателем Ассоциации профсоюзов «Белорусский Конгресс демократических профсоюзов» Александром Ярошуком, который возглавляет объединение почти 18 лет, за которые избирался на эту должность шесть раз, а вообще в профсоюзном движении с 1999 года.

    — Скажите, кого сегодня представляет Белорусский Конгресс демократических профсоюзов, какие преодолевает проблемы и вызовы?
    — БКДП образовался в 1993 году как независимое профсоюзное объединение, в которое сейчас входят 4 организации: самая многочисленная — это Белорусский независимый профсоюз (БНП) — горняки, нефтепереработчики, химики, строители, транспортники и другие, более скромные по масштабам — Свободный профсоюз металлистов (СПМ ) — металлообработка, машиностроение, Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) — энергетики, химики, машиностроители, Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) – разные сектора экономики. Всегов 4-х профсоюзах БКДП состоит сегодня около 10тысяч членов.
    К сожалению, создание независимых профсоюзов не получило в свое время достаточной динамики. В 1994 году с приходом нынешней власти в стране был законсервирован политический процесс ипрекратилось всякое развитие общественных организаций,включаянезависимые профсоюзы. Процесс происходил постепенно, и приобрёл законченный вид в 1999 году. Тогда был издан Декрет, который ввел вместо уведомительного разрешительный принципсоздания и деятельности политических партий, общественных организаций, в том числе профсоюзов. С тех пор мы не смогли легализовать практически ни одной из созданных организаций.
    Сегодня Свободный профсоюз металлистов и Свободный профсоюз Белорусский переживают не лучшие времена. Они в свое время сделали ставку на создание большого количества малочисленных организаций, которые были уязвимы к давлению властей. А поскольку в 1999 году был издан ещё один интересный Декрет – о переводе работников на срочные трудовые контракты, то такие малочисленные организации стали исключительно чувствительны к этому давлению. Впрочем, страдают от системы срочных трудовых контрактов члены всех независимых профсоюзных организаций, включая крупные.

    — А как обстоят дела в Белорусском профсоюзе работников радиоэлектронной промышленности?
    — В свое время под сильным давлением властей в начале нулевых годов профсоюзбыл вынужден уйти из предприятий радиоэлектронной промышленности. Профсоюз существует, но первичных профсоюзных организаций на предприятиях у него нет -вот такая его особенность. Он у нас представлен ​​территориальными организациями. Этим путем сейчас вынужден все больше идти и Свободный профсоюз металлистов, а также Свободный профсоюз Белорусский. Их ячейки выдавливаются из предприятий.

    — То есть мы можем говорить, что если нет официально первички на предприятии, то это не конец профсоюзов. Они могут существовать в форме территориальных объединений, так? Скажите как есть. Мы можем допустить, что после проведения трудовой реформы в Украине по сценарию власти нас ожидают такие же процессы, когда первички начнут выдавливать из предприятий. Уже сейчас «реформаторы» заявляют о том, чтобы не предоставлять помещения для работы профкома, не перечислять 0,3% на культурно-массовую и оздоровительную работу и тому подобное. Что делать в такой ситуации?
    — Конечно, не конец, профсоюзы могут существовать и как территориальные организации. Но, если прямо говорить, в наших условиях принципиально важно, чтобы наши организации присутствовали на предприятиях, участвовали в коллективных переговорах и заключали коллективные договоры.
    Белорусские власти делали все, чтобы мы ушли из предприятий, покинули профсоюзное и перешли на политическое поле. И в начале нулевых годов они вытеснили БКДП из социального партнерства на национальном уровне. Вероятно они бы добились своей цели и зачистили профсоюзное поле от независимых профсоюзов, но мы смогли, став в 2003 году членом Международной конфедерации профсоюзов, вынести конфликт с властями на международный уровень, в стены Международной организации труда. Это был решающий момент в жёстком противостоянии независимого профсоюзного движения с правящим режимом. С тех пор Беларусь практически каждый год рассматривается на ежегодных международных конференциях труда в Женевеза нарушения прав трудящихся и профсоюзов. И дело пришло к тому, что в 2007 году по требованию МКП и ЕКП страна была лишена торговых преференций ЕС.
    Понеся чувствительные потери, власть была вынуждена с нами считаться и признать БКДП. Нам вернули право на участие в социальном партнерстве на национальном уровне, я являюсь членом Национального совета по трудовым и социальным вопросам, представитель БКДП входит в рабочую группу по подготовке Генерального соглашения между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов, и независимый национальный профцентявляется стороной – подписантом Генсоглашения. Трое наших представителей входят в состав Совета по совершенствованию законодательства в социально-трудовой сфере при Министерстве труда и социальной защиты.
    Собственно мы сегодня являемся единственной из всех демократических политических и общественных структур организацией системной оппозиции. Мы можем сидеть за одним столом с Правительством, можем влиять на выработку и принятие решений в сфере социально-экономической политики. При этом за свой статус мыпродолжаем платить высокую цену. Власть многому научилась, и, имея такой уникальный инструмент давления на работников как срочные трудовые контракты, очень серьезно дестабилизирует нашу деятельность.

    — Чем сегодня привлекателен БКДП для белорусских трудящихся, ведь есть и другие профобъединения в стране? Можем ли мы говорить об осознанном профсоюзном членстве?
    — Было бы неправильно говорить про все 100 процентов членов независимых профсоюзов, но подавляющее их большинство делает свой выбор осознанно. Потому что быть членом независимого профсоюза в Беларуси более опасно, чем быть членом оппозиционной партии. И не потому что мы такие крутые, а потому что члены оппозиционной партии ходят по городу и их никто не знает, а на предприятии наши люди платят взносы, как правило, через бухгалтерию, и власть знает каждого. Это принципиальный выбор наших членов. Несмотря на все риски, они принимают активное участие в мероприятиях, которые проводит профсоюзная организация.

    — Вы имеете колоссальный профсоюзный опыт, скажите, какие мотивационные инструменты Вы используете в работе по отстаиванию прав работников и привлечению новых членов в свои ряды?
    — Ничего нового я вам не открою — профсоюзы должны быть постоянно на слуху и проводить системную работу. Скажу, что мы имели постоянное преимущество через возможность реализовывать масштабные образовательные проекты за счет членства в МКП. И наши люди всегда были более подготовлены и мобилизованы к защите своих прав — таким образом укреплялась их позиция по осознанному членству. Также мы сделали упор на две составляющие нашей стратегии, — это работа с женщинами и молодежью. Нужно подтягивать молодежь, проводить омоложение кадров, потому что молодежь более адаптирована к современным вызовам и технологиям. Если мы пришли к социальным сетям, то они уже родились с ними.

    -Понятно, что расширение профсоюзного членства, — это, как Вы сказали, быть «на слуху». Какую роль БКДП отводит развитию профсоюзных коммуникаций, использованию новых информационных технологий, как складываются ваши отношения со СМИ?
    — Сегодня стремительно меняется ландшафт информационной работы и нельзя не считаться с этим. Наши оппоненты во многом нам проигрывают, и прежде всего, в присутствии в социальных сетях. Это ресурс, который авторитарное белорусское государство контролировать не в состоянии. И мы стремимся сполна его эффективно использовать, чтобы повысить свою узнаваемость и привлекательность. Я сам веду страницу в Фейсбуке и персональный блог на сайте. И, несмотря на сложные времена, мы остаемся вполне конкурентоспособными в информационном пространстве, обладая несравненно меньшими возможностями, чем наши оппоненты.

    — А как насчет печатных СМИ, радио, телевидения, каким образом вы можете там подать свой голос?
    — Что касается государственных СМИ, которые доминируют — шансов нет. Но есть и независимые средства массовой информации, спутниковый телеканал «Белсат». Там мы присутствуем постоянно, БКДП является одним из главных их партнёров, поставщиком новостей. Мы предоставляем правдивую и взвешенную информацию по социально-экономическим проблемам, которую они нигде больше не получат, кроме нас.

    — Теперь поговорим о реформировании трудового законодательства в Беларуси и в Украине. Не считаете ли Вы, что, как в одной, так и в другой стране с различными формами организации и отправления власти, одинаковым является проведение либерализации трудового законодательства не в интересах трудящихся?
    — В Украине либеральная власть, в Беларуси –жёсткая авторитарная. Перед нами классический пример из политологии, когда парадоксальным образом крайности смыкаются. И не случайно смычка эта происходит в такой важнейшей сфере, как сфера трудовых отношений. Главной мишенью либерального украинского правительства и авторитарного белорусского стали права трудящихся. Вероятно, правительство Украины посчитало, что именно наличие у трудящихся их законных прав является препятствием, которое мешает сделать, наконец, свой народ счастливым, а страну процветающей. А правительство Беларусидавно убеждено, что, вероятно, лишь тогда оно сможет чувствовать себя уверенно и спокойно, если будет полностью контролировать работника, держать его на коротком поводке. Я говорил Вам, что у нас еще в 1999 году был издан Декрет, который ввел систему срочных контрактов. В этом году вступила в силу новая редакция Трудового кодекса, куда был перенесен этот Декрет и еще один, существенно ухудшивший правовое положение трудящихся и введший систему их чрезмерных наказаний.

    — Мы считаем, что индивидуальные трудовые контракты сужают возможности коллективной защиты для работников. Можете рассказать немного шире о переводе на срочные трудовые контракты в Беларуси?
    — Сами по себе срочные трудовые контракты не нарушают прав работников. Это распространенная форма найма, но в цивилизованных странах их количество никогда не превышает 20-25%. Тамсрочные котракты заключают с теми,кого в силу квалификации, характера работы, целесообразно переводить на временные условия найма. Но никогда не переводят тех, у кого постоянный характер работы. Потому что срочные трудовые контракты – удовольствие для работодателя – собственника дорогое. За существенное ухудшение правового положения он вынужден увеличивать ему заработную плату в 2-5 раз.
    В Беларуси ничего этого не происходило. На срочные трудовые контракты перевели практически всех, в том числе и тех, кто имеет постоянный характер работы (токари, слесари, уборщицы и т.д.) и зарплату при этом в подавляющем большинстве случаев никто никому не повышал. И что мы получили на выходе- современное крепостное право, принудительный труд. Работник не можетуволиться до истечения срока контракта даже в том случае, если нашёл более привлекательное рабочее место. Дело доходит до того, чтонекоторые даже сознательно идут на нарушение трудовой дисциплины, прогуливают или появляются на работе в нетрезвом состоянии. Но их все равно не увольняют — наниматель считаетработника своей собственностью.
    В новой редакциии Трудового кодекса закреплено такое понятие как депремирование работников. Это означает, что даже за однократное нарушение трудовой, производственной и исполнительской дисциплины работника могут лишить премиальной части заработной платы, а это примерно половина его заработка. Введена в ТК также система чрезмерных штрафов за причинение вреда предприятию. Если раньше на работника можно было наложить штраф в размере месячной зарплаты, то сейчас он может достигать 3-х месячных зарплат.
    В ТК также прописана процедура, унижающая рабочего человека и ставящая его в зависимое положение перед нанимателем. От него при переходе на другую работу могут потребовать предоставить характеристику с предыдущих мест работы. Отстаивал свои трудовые права — получи «волчий билет» в виде отрицательной характеристики, и все. Рабочий должен быть «послушным винтиком», полностью зависимым от нанимателя. А точнее – от власти, поскольку в Беларуси государство абсолютно доминирует в экономике

    — Новая редакция ТК в Беларуси предусматривает заключение индивидуального трудового договора, а как он укладывается на машиностроительном предприятии, где работает от 5 до 10 тысячработников или больше?
    — Представьте себе, что с каждым из работников необходимо заключать срочный трудовой договор, и во многих случаях делать это приходится ежегодно. Застрелиться можно. Для этого нужно нанимать немалый штат работников, но никого не волнуют понесенные при этом затраты. Поскольку в Беларуси государственные предприятия, ими легко управлять при помощи команды, то при этом столь же легко закрывать глаза на эффективность их деятельности.Неважно, убыточны они или прибыльны, главное, чтобы выдерживались под контролем работники. В политических целях, конечно. Как Вы сами понимаете, в условиях рыночной экономики такое практически невозможно, собственник разорится от такой хозяйственности.

    — БКДП своим заявлением поддержал украинские профсоюзы в борьбе за справедливую трудовую реформу, против наступления власти на права украинских трудящихся и права профсоюзов. Планируете ли вы другие практические действия, направленные на поддержку украинских профсоюзов?
    — Мы, вероятно, взяли на себя незавидную миссию быть первопроходцами, существенное ухудшение прав работников и профсоюзов произошло у нас раньше, и нас спасла международная профсоюзная солидарность. Я постоянно подчеркиваю, что, если где-то, например, в Беларуси власть испытала новые методы ущемления прав трудящихся и борьбы с профсоюзами, будьте уверены — всегда возникнет соблазн, особенно у стран-соседей, апробированные методы давления и репрессий перенести на свою почву.
    Собственно, мы сегодня это и наблюдаем. Я не знаю, насколько ваши идеологи трудовой реформы пристально изучали белорусский опыт, но могу предположить, что, возможно, они смотрели внимательно и в нашу сторону. И, как способные, но нерадивые ученики, списывали контрольную работу у безнадежного двоечника-соседа, который имеет сплошные неуды от международной общественности, провалив экзамены по соблюдению прав трудящихся и профсоюзов в своей стране. Мы справедливо считаем, что у нас не может быть выбора и нам ничего не остается делать, кроме как проблему соседа считать своей проблемой. Потому что иначе она завтра обязательно придет к тебе. Мы должны дать по рукам тем, кто стремится в своих интересах отобрать у трудящихся и профсоюзов их законные права.
    Мы сознательно принимали заявление в поддержку украинских профсоюзов. И я могу подтвердить — мы готовы к конкретным шагам и действиям, готовы, если надо приехать к нашим украинским братьям и сестрам и стать с ними плечом к плечу, чтобы продемонстрировать свою человеческую и профессиональную солидарность.

    Беседовал
    Юрий Работа

    06.03.2020