Уволили незаконно, но восстанавливать на работе не стали

    Суд Бобруйского района и Бобруйска фактически признал незаконным увольнением библиотекаря ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района», но не восстановил на работе.

    C 3 сентября 1991 года Светлана Гриценко работала библиотекарем в централизованной библиотечной системе Бобруйского района. Ее трижды пытались уволить – третья попытка оказалась удачной.

    23 февраля 2021 года приказом директора Светлана Гриценко уволена по сокращению.

    Хотя суд Бобруйского района и Бобруйска признал исковые требования о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула не подлежащими удовлетворению (из-за нарушения сроков обращения за разрешением трудовых споров).

    Одновременно суд принял решение взыскать с ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района» 300 рублей морального ущерба (вместо запрошенных 600 рублей) в пользу Светланы Гриценко.

    9 августа судебная коллегия Могилевского областного суда оставила решение суда первой инстанции в силе.

    Юридическую помощь Светлане Гриценко оказывал правовой инспектор профсоюза РЭП Алексей Евгенов.

    Светлана Гриценко рассказала praca-by.info свою историю увольнения.

    -Это уже третье мое увольнение. На этот раз – по «сокращению». Лично я уверена, что сокращение сделано специально под меня. Меня увольняли с работы трижды. Дважды суд восстанавливал меня на работе, последний раз, в мае 2020 года, суд восстановил меня на работе. Сейчас решили меня сократить и выплатить мне деньги. Вроде и старались соблюдать процедуры, но в процессе нарушены очень многие вещи.

    В библиотеке имелись свободные места, которые по действующему законодательству обязаны были мне предложить. Не предложили.

    Второе: меня сокращают, но одновременно принимают на работу других людей, которые не имеют специального образования. Кроме того, буквально за несколько дней до того директор перекручивала ставки, брала новых людей.

    Более того, 15 февраля я заболеваю коронавирусом, который проходил достаточно проблематично. Больничный закрыли только 26 марта. 23 февраля меня увольняют, а 26 марта закрывают лист нетрудоспособности. Это была пятница, естественно, отвезти больничный на работу я уже не могла. В понедельник я еще ходила на процедуры, но в тот же день повезла документы. Я прекрасно понимала, что уволили меня незаконно. Я специально включила диктофон и задала несколько вопросов: действительно ли меня уволили 23 февраля? Нужны ли какие-то документы? Мне только отдали на руки трудовую книжку.

    Меня не имели права уволить во время пребывания на больничном; могли уволить уже либо 26 марта, либо 29 марта – и выдать книжку.

    В месячный срок я подала исковое заявление о признании увольнения незаконным и восстановлении меня на работе. В законодательстве написано: в суд можно обращаться или в случае изготовления приказа на увольнение, или с момента получения трудовой книжки. Я ничего не нарушила, но суд почему-то посчитал иначе.

    Суд установил, что при увольнении наниматель полностью проигнорировал существующее законодательство. В связи с этим в адрес Бобруйского районного исполкома направлено предписание, чтобы предприняли определенные меры в отношении ответчика.

    Приведенные судом в мотивировочной части решения доводы, что якобы содержащаяся в статье 242 Трудового кодекса норма «устанавливает право на обращение в суд со дня выдачи трудовой книжки при отсутствии факта вручения копии приказа об увольнении. В которой содержатся указанные нанимателем основания, по которым работник будет уволен», на самом деле такая норма не прописана в статье 242 ТК. Поэтому я подала апелляционную жалобу в Могилевский областной суд.

    И прокуратура принесла протест на решение суда. Не в мою защиту, а в защиту закона, потому что настолько проигнорировать нормы права – просто ужасно.

    6 августа я хотела ознакомиться с новыми материалами дела, но суд ответил, что новых материалов в деле нет. Но когда я приехала на суд, оказалось, что прокуратура отозвала свой протест на решение суда.

    Таким образом, я считаю, избавляются от людей, которые имеют свое мнение. Я работала наблюдателем на президентских выборах, баллотировалась депутатом в Палату представителей. Системе не нужны выдающиеся врачи, хирурги, которые спасают человеческие жизни, что тут говорить про библиотекаря.

    Я буду писать апелляционную жалобу на имя председателя Могилевского областного суда, но повременю: у меня есть год.

    30.08.2021